МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 71
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа

 185026, г. Петрозаводск, ул. Питкярантская, д. 20
 Тел.: +7 (8142) 530082,
 
ds71gold@mail.ru

 

Доступная среда

Коррекционно – развивающая работа в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №71» направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, оказание им помощи в освоении программы МДОУ и социальную адаптацию всех участников образовательных отношений к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная деятельность в МДОУ осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребёнка со статусом ОВЗ, инвалидностью.

В условиях инклюзивного образования все дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях МДОУ, обучаются по адаптированным образовательным программам.

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №71» для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:

Разработан Паспорт доступности МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад»71 «Золотая рыбка».

Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).

Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.

В ДОУ действует медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является обеспечение медико-педагогического сопровождения воспитанников  с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №71» соблюдаются следующие условия:

- имеется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;

- созданы соответствующие условия, в том числе в оформлении развивающей образовательной среды.

Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы.
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами».

Информация о создании условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно - развивающая работа проводится со всеми воспитанниками МДОУ, которые:

  • имеют сложности в освоении программы,
  • нарушения в развитии познавательной, эмоционально - волевой, коммуникативной сфере,
  • имеют заключения ПМПК с рекомендациями специалистов МДОУ (детей с ОВЗ)

Индивидуальный занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами проводятся в кабинете педагога- психолога и учителя - логопеда по плану специалистов.

Дети с ОВЗ – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ППк МДОУ (заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель и специалисты МДОУ)
  • Составление перспективного плана, индивидуально-образовательного маршрута для детей обучающихся по АОП, консультирование родителей
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в МДОУ
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

В МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №71" по адресу ул. Питкярантская д.20, функционируют 14 групп групп общеразвивающей направленности, специальных групп для детей с ОВЗ нет. Дошкольное учреждение посещают дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). 

В ДОУ нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные помещения подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

Групповая ячейка с учетом доступности для детей ОВЗ, инвалидов. В состав групповой ячейки входит: раздевальное помещение, игровое помещение, спальное помещение, туалетная комната.  Для занятий в работе используется кабинет педагога-психолога, кабинет учителя- логопеда, музыкальный зал совмещенный с физкультурным.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя - логопеда,музыкально- спортивный зал,  оборудованы: коррекционным оборудованием: массажные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты; релаксационное и сенсорное оборудование; дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №71" по адресу ул.Питкярантская д.20, в групповом помещении предусмотрены пространства для практической работы детей, так же практическая работа осуществляется в комнате учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальном зале.

Уличные игровые площадки имеют оборудование для практической работы детей: песочницы, лестницы, гимнастические снаряды. Теневые навесы позволяют организовать приктическую деятельность детей при плохих погодных условиях.

Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованной библиотеки приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах учителя-логопеда и педагога – психолога.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №71" по адресу ул. Питкярантская д.20  для организации физкультурных мероприятий с воспитанниками с ОВЗ оборудованы: музыкальный / спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.  Зал используется для проведения  занятий  физической культурой, утренней гимнастики, мероприятий, связанных с двигательной активностью детей. Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики в теплое время года, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, спортивных и подвижных игр. На участке детского сада в зимнее время года оборудуется лыжня.  Физкультурный уголок в каждой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи используется для активизации двигательной деятельности воспитанников в течение дня. Они оснащены: скакалками, массажными ковриками, мячами, обручами, кольцебросами.

На территории ДОУ имеются прогулочные участки, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются малые спортивные формы, сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников. 

Объектов спорта, специально приспособленных для использования инвалидами - не предусмотрено. 

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №71" для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья используются индивидуальные адаптированные образовательные програмы, проводятся коррекционные занятия с педагогом - психологом, а для детей инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. Имеется развивающее коррекционное оборудование для воспитанников с ОВЗ: развивающее оборудование и пособия в кабинете учителя-логопеда, педагога-психолога: дидактичские игры и игрушки для интеллектуально-творческого развития детей с ОВЗ. Имеются  учебно-методические пособия для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления,  картотеки,  пособия и материалы. Используются средства коммуникации (устная и письменная речь, знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы, жесты, мимика).

Средствами обучения также выступают основные виды деятельности детей (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии.  Педагог в дошкольном возрасте транслирует и помогает в усвоении детьми социального опыта. Материальные средства обучения –  пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, режим питания и др.

 

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов и лиц с ограниченным взможностям здоровья разработан Паспорт доступности. Имеется зона  стоянки транспортных средств, которая находится за территорией   учреждения.  В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом  - не предусмотрена.

Специальных устройств и пандусов для обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

Специальные условия питания

МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 71» организовано сбалансированное 5-ти разовое питание в соответствии с примерным 10-ти дневным меню, утвержденным заведующим МДОУ. Создание отдельного  меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностям здоровья не осуществляется.

Cпециальные условия охраны здоровья

В МДОУ имеется медицинский кабинет, функционирует психолого-педагогический консилиум МДОУ, в детском саду используются здоровьесберегающие технологии  состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.

Медицинская деятельность осуществляется внештатным медицинским персоналом детской поликлиники, которые наблюдают за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организуют и проводят при согласии родителей (законных представителей) воспитанников медицинские осмотры, профилактические прививки.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационнымсетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам - нет.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения: стол для песочной анимации, проектор, экран, ноутбуки.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре учреждения не предусмотрены.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено .